|
Учитель-логопед: Чебыкина Елена Тимофеевна |
Расписание работы учителя-логопеда |
День недели |
Время |
Понедельник |
12.30 – 16.30 |
Вторник |
12.00 – 16.00 |
Среда |
12.30 – 16.30 |
Четверг |
12.00 – 16.00 |
Пятница |
12.30 – 16.30 |
|
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
Консультации,
работа с документацией |
- |
12.00 – 13.00 |
- |
12.00 – 13.00 |
- |
Расписание логопедических занятий |
1 группа уч-ся
3-4х классов
|
12.30-13.10 |
|
12.30-13.10 |
|
12.30-13.10 |
2 группа уч-ся
2-х классов
|
|
13.00-13.40 |
|
13.00-13.40 |
13.30-14.10 |
3 группа уч-ся
2-х классов
|
13.30-14.10 |
|
13.30-14.10 |
14.00-14.40 |
|
4 группа уч-ся
1-х классов
|
|
14.00-14.40 |
14.30-15.10 |
|
14.30-15.10 |
5 группа уч-ся
1-х классов
|
14.30-15.10 |
|
15.30-16.10 |
|
15.30-16.10 |
6 группа уч-ся
1-х классов
|
15.30-16.10 |
15.00-15.40 |
|
15.00-15.40 |
|
10 проблем первоклассника или зачем логопед в школе?
В период с 2 - 16 сентября в школе проводится обследование речи первоклассников. Его проводит учитель-логопед.
Цель логопедического обследования первоклассников: выявить, предупредить и исправить речевые недостатки, которые будут отрицательно влиять на успешность обучения в школе.
Что должен уметь первоклассник?
- правильно произносить все звуки;
- определять наличие заданного звука в слове;
- четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
- строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов;
- пересказывать текст, сохраняя содержание.
С чем сталкивается первоклассник? Основные проблемы первоклассника:
- трудности выражения своих мыслей, неумение задать вопрос;
- трудности понимания, усвоения учебного материала (трудности понимания прочитанного, написания слов);
- трудности налаживания контакта с учителями и детьми, неспособность договориться, конфликты;
- нарушения устной речи.
Наличие у учащихся даже самых слабых нарушений речи ведет к серьезным проблемам в усвоении программы школы.
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва.
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Чем поможет учитель - логопед первокласснику:
- научит четко говорить, задавать и отвечать на вопросы;
- научит вслушиваться в речь, понимать речь окружающих;
- предупредит ошибки на письме и при чтении.
Что включают логопедические занятия?
- Дыхательная гимнастика укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. При правильном дыхании во время вдоха – грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Мы формируем речевое дыхание, когда воздушная струя идет по язычку. Поэтому дуем на язычок.
- Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы лица. На каждую группу звуков разработан свой комплекс артикуляционной гимнастики. Посадите ребенка рядом с собой, упражнение выполняйте перед зеркалом. Убедитесь в том, что упражнение вами понято. Попытайтесь его выполнить. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10, главное, чтобы упражнение было выполнено правильно. Выполняйте комплекс гимнастики 1 – 2 раза в день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3.
- Пальчиковая гимнастика стимулирует ЦНС (центральную нервную систему).
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Безымянный до утра
Выбирает имена:
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
- Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия формируют умения слышать и слушать звуки в слове.
- Логоритмика — отработка навыков четкого правильного звукопроизношения в речи.
- Самостоятельная двигательная и речевая активность – развитие умения вести диалог, активной позиции.
Если учитель – логопед рекомендует ребёнку логопедические занятия, значит, у Вашего ребёнка есть какие-либо речевые проблемы и Вы в сотрудничестве с логопедом устраните их.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, легко социализируется в обществе, успешно усваивает общеобразовательную программу.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
Для нормального звукообразования, громкости речи, интонационной выразительности следует уделять большое внимание развитию речевого дыхания. Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный выдох. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и др.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. Такие дети не договаривают слова, говорят на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием.
Развитие речевого дыхания способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Некоторые дети не умеют делать вдох носом, а значит, вдыхают воздух ртом, что приводит к переохлаждению дыхательных путей, особенно в зимнее время.
Развивая речевое дыхание необходимо следить, чтобы во время вдоха дети не поднимали плечи, а во время выдоха не надували щеки, не делали резкий выдох. Можно использовать:
- Игровые упражнения: «Чей лыжник дальше уедет», «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане», «Ветер гонит кораблик», «Подуй в дудочку (свисток)», «Поиграй на губной гармошке», «Надуй шарик», «Мыльные пузыри» и др.
- Звуки и звукоподражания: простые звуки - «ф», «п», «в»; гласные - «Аленушка поет – аа, ау», «Ослик поет и-а», «Гуси шипят ш-ш-ш», «Ветер воет в-в», «Ежик пыхтит пых-пых», «Позовем цыплят цып-цып». Повторять упражнения по 3-4 раза, каждый раз увеличивая выдох, произнося звуки или слоги по 2-3 раза.
- Цифры, считалки, пословицы - на одном выдохе говорить несколько цифр или фразу: «1 Егорка, 2 Егорка и т.д.», «При солнышке тепло, при матери добро».
- Подвижные игры: «Пузырь», «Эхо», «Паровоз», «Самолеты», «Ракеты» и др. «Ныряльщики» (дифференциация дыхания – вдох ртом, выдох носом).
- Различие дыхания: вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом, вдох ртом – выдох носом и наоборот. «Собаке жарко» - только ртом. «Хомячок» - только носом.
Литература: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Перейти к началу страницы
|